Киберпанковские писатели, и в первую очередь Гибсон, разглядели и описали в своих романах по настоящему реальное обличие самого близлежащего будущего, на путь к которому в данный момент бесстрашно свернуло все человечество. Наверное, именно поэтому их произведения получили большой резонанс не только среди традиционных поклонников фантастики, сколько и среди наиболее широких читательских масс, которые прежде никогда, в особенности фантастику, не жаловали. Именно по этой причине, киберпанк оказал большое влияние на другие разновидности искусства, которое в последствии привело к созданию новейшей молодежной контркультуры. Оно с литературой как таковое не связано, но основанной и построенной на литературе научной фантастики
Биполярное понятие «киберпанк» содержит в себе собственно «панк» и «кибер» плюсы. В киберпанковской литературе , как правило, описывается система, которая представлена тоталитарным режимом, господствованием фундаменталитетской религии или властью огромных корпораций. Она усилена некоторыми новыми технологиями, в основном, информационными, и совершенно несокрушима. Такая система полностью может подавить обывателя, не только проникая своими щупальцами в него изнутри: въедаясь в мозг – за счёт вживления разнообразных элементов, но и окружая его снаружи. Например компьютерный диск – благодаря одноименному фильму Уильяма Гибсона, «Джонни Мнемоник», врываясь внутрь тела – путем заменой частей тела на разнообразные протезы, "внедрения" искусственных органов или клонирования. Такой человек сам становится частью техно-системы, винтиком ее механизма.